Педагогика победила режиссуру

Спектакль – «Записки покойника»
Режиссёр – Сергей Женовач
Театр – СТИ («Студия театрального искусства»)

О спектаклях Студии театрального искусства (СТИ) говорят и пишут немного. Всем известно, что в репертуаре СТИ спектаклей мало и почти все они поставлены художественным руководителем С.Женовачем. Исключение одно — спектакль «MARIENBAD» в постановке Евгения Каменьковича, который перешел в репертуар СТИ из студенческих спектаклей первого выпуска Женовачей. Выпускаются спектакли редко, один или два раза в сезон. При таком выпуске спектаклей о СТИ можно и забыть.

Подразумевается, что СТИ больше занимает процесс создания спектакля, нежели сам спектакль, т.е. готовый продукт для зрителя. Сергей Женовач больше предпочитает педагогику, чем режиссуру в привычном ее понимании. Ставя очередной спектакль на сцене СТИ, С.Женовач из раза в раз увлечено занимается педагогикой. С одной стороны это превосходно, ведь мало кто из современных режиссеров имеет возможность так досконально и подробно работать с материалом для спектакля, будь это проза или пьеса. А с другой стороны это может существенно навредить будущему спектаклю. Чрезмерное увлечение педагогикой ставит на второй план саму режиссуру. Получается, что С.Женовача именно в СТИ выходят больше педагогические спектакли, а в других театрах больше режиссерские спектакли.

Студия театрального искусства | Спектакль: Записки покойника

Теперь о новом творении СТИ. После просмотра спектаклей меня всегда интересует вопрос, а зачем этот спектакль поставлен? Зачем спектакль поставлен именно сейчас? Судя по объявленному замыслу, новый спектакль СТИ скорее об исследовании творчества М.А.Булгакова в момент написания «Записок покойника», а также о столкновении молодого и начинающего драматурга с крепко устоявшейся театральной системой. Замысел хорош. Пойти по пути М.А.Булгакова (главный герой Максудов по существу и есть М.А.Булгаков) и понять, что он испытал и пережил автор, когда прямо в лоб сталкивался с устоявшейся системой, не обязательно театральной средой. Либо среда поглотит тебя, либо ты среду.

Студия театрального искусства | Спектакль: Записки покойника

Хороший замысел провалился. Получилось очень статично, холодно и бездушно. Да, спектакль смотрится. Нельзя сказать, что он скучен и в нем есть откровенные провисания. Играют хорошо, но не жизненно. Многие сцены предсказуемы и понятны. Есть отдельно прекрасные режиссерские задумки, а также не менее удачное воплощение их. И все. На выходе получился очередной качественный спектакль, но без души. Не задевает и не пробивает. Тогда, зачем? Зачем он сейчас? Вот так педагогика побеждает режиссуру.

Студия театрального искусства | Спектакль: Записки покойника

Фотографии с сайта СТИ.

Читать оригинальную запись

Читайте также: