Театр умер, да здравствует театр!

«Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!.. Вы здесь живете не своею жизнью, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви… Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..»

Александр Володин «Старшая сестра»

Александр Володин

Лучше Александра Володина и не скажешь о театре. Вот уже практически половина театрального сезона 13/14 позади. Чем запомнилась половина сезона? Редкими всплесками удачных спектаклей. Особенно это становится понятно и очевидно, когда возвращаешься из северной столицы, где театральная жизнь представляется мне куда интересней, чем родная московская. Там, за пределами мегаполиса, и в самом деле, ощущается присутствие настоящего театра. Это театр, который задевает тебя за живое, заставляет переживать, чувствовать, любить, проживать. Ведь люди приходят в театр за живыми и серьезными чувствами и страстями, а не за механическими ощущениями. Люди уже опять хотят думать и сопереживать.

По моему мнению, сейчас в Москве лишь жалкое подобие театра. За редким исключением. Среда, перенасыщение, потребление, деньги все сыграло свою роль. Вот почему большинство людей, действительно любящих и ценящих театр просто спешат и рвутся на приезжих гастролеров. Сейчас Москва излишне перенасыщена неестественным театром, который выдается за какое-то «высшее театральное искусство», планка, которого так «высока», что дотянутся до нее, никто не может. Жалко простых людей, которые попадая на такие «великие» театральные представления, к огромному сожалению, разочаруются в театре, как таковом. И больше в театр их ничем не заманишь. Прямо составляй путеводитель по спектаклям и театрам. Театров в Москве много, а толку от них…..

Ну, хватит о грустном. Надеюсь, что это явление временное, жизнь сама расставит все на свои места. Зрителя не обманешь. Останутся достойные.

О последних увиденных спектаклях.

Спектакль МХТ в постановке К.Богомолова «Карамазовы» — это и есть пример того, каким театр не должен быть. Это называется поймать фишку и снимать дивиденды. Известно, что всякое произведение искусства имеет право на жизнь, но есть этика. Где это искусство показывать и кому его показывать. Если разбирать спектакль К.Богомолова, то он ясен, понятен и очень банален. Как таковой глубокой режиссуры нет, художественность отсутствует с рождения. Следовательно, исследовать и разбирать тут абсолютно нечего. Игры актеров нет. Любого можно заменить любым. Роза Хайруллина из действительно характерной и талантливой актрисы превратилась в обычную актрису со своими заученными штампами, которые транслируются из спектакля в спектакль, а ведь потенциал в ней огромный. Игорь Миркурбанов, который был так органичен в спектакле «Идеальный муж», тут же скатился до безобразного кривляния на сцене МХТ. Скрасил все это действие Филипп Янковский, который временами даже напоминал своего отца (Олег Янковский). Механический театр? Тема? Да, тема интересна. А попробуйте эту тему выразить и сыграть словами Достоевского. При этом ничего не меняя. Вот тогда это будет театр. Больше добавить нечего.

МХТ - Карамазовы

Вон, не получился «Гамлет» в Гоголь-центре у французского режиссер Давида Бобе, но там ведь и театральная площадка создана для таких сценических экспериментов. Не раскрылись актеры, невнятная тема, слаба режиссура. Но, ведь там театр.

О хорошем. Пример сильной руки режиссера. Кама Гинкас. Спектакль «Леди Макбет нашего уезда» по Н.С.Лескову, возможно, чрезмерно перенасыщен режиссурой Кама Гинкаса. В предложенных режиссером жестких рамках, уж очень сложно находится актерам. Е.Боярская, которая приглашена МТЮЗ на главную роль в спектакле, бросила вызов сама себе. Работать с таким мастером как Кама Гинкас одновременно трудно, но и полезно. Богатый опыт пойдет молодой актрисе только на пользу. Пока актриса Боярская сложно вживается в спектакль. Тяжела роль, да и трудно играть в таком многоуровневом спектакле. Чтобы спектакль стал настоящим спектаклем нужно время. Должно пройти спектаклей десять, тогда грамотная режиссура Камы Гинкаса соединиться с актерами и театральным пространством Сергея Бархина. И все заработает. Замена в названии произведения слова мценского на слово нашего только усилило и подготовило зрителя к тому, что такие трагические истории свободной любви вечны. Ведь спектакль призывает нас подумать и поговорить о вечном.

МТЮЗ - Леди Макбет нашего уезда

Подводя промежуточные итоги, остановился бы на следующих спектаклях:

  • «Цветы для Элджернона» — РАМТ.
  • «Гедда Габлер» — Театр на Таганке.
  • «Леди Макбет нашего уезда» — МТЮЗ.

Пока все. Не видел новый спектакль Ю.Бутусова в Сатириконе, просмотр которого оставлю на весну. На закуску. Пусть разыграются.

Читать оригинальную запись

Читайте также: