Лепаж. «Гамлет | Коллаж». Накануне премьеры

Миронов и Лепаж

«Гамлет | Коллаж» — интерпретация шекспировской трагедии канадского мастера иллюзии Робера Лепажа с использованием новейших технологических средств. Театр наций назначил премьеру на 21 декабря.

Робер Лепаж:

«Время, когда происходит наш спектакль, — это 60-е годы. Для меня они максимально приближены к теме «Гамлета». Несмотря на то что пьеса писалась очень давно, это очень романтическая история. Стиль романтизма в ней силен, он превалирует над всеми остальными стилями. А для меня 60-е годы — это период постромантизма. Поэтому мы и старались стилизовать под 60-е.

В пьесе сильна линия шпиономании: Полоний следит за всеми, Розенкранц и Гильденстерн приставлены, чтобы следить за принцем. А в 60-е годы как раз начиналась эра, когда технические средства давали все возможности эффективно шпионить. Советский Союз шпионил за Америкой, Америка — за Советским Союзом, и с этой точки зрения дух 60-х годов и того времени хорошо перекликаются.

Я думаю, что мы вообще стремительно идем в сторону параноидального страха «старшего брата», который следит за тобой через Фейсбук, через любые социальные сети. Может быть, мы это не совсем понимаем, но скоро мы войдем в эпоху, когда за нами тотально будут следить.  <…>

Для меня в пьесе очень важна тема инцеста. И сам факт того, что в спектакле играет всего один актер, дает нам возможность показать эту инцестуальность. <…> Научно не доказано, но в шекспировское время говорилось, что от смешивания крови, как правило, рождаются дети с болезненными наклонностями и больной психикой. Причина сумасшествия Гамлета, возможно, по этой же причине. <…>

Есть у меня любимый монолог, который, как правило, всегда купируется. Монолог, который произносит Гамлет непосредственно перед тем, как видит призрак. Гамлет говорит, что у каждого человека есть маленький изъян. И его одного оказывается достаточно, чтобы полностью разрушить человека. <…> И король находит этот изъян у Гамлета — это тщеславие, которое в конечном счете его и губит».

Источник

Робер Лепаж:

«У меня нет претензий создать новый тип сцены, но я подумал: «Можно ли создать новое пространство, которое плюс ко всему современно? Можно ли использовать те технические средства, которые нам предоставляет XXI век, — гравитация, отсутствие ее, видео? Оттуда и родилась идея такого куба. Это скорее мои раздумья на тему «Можно ли изменить базовые отправные точки и как это сделать?». Потому что театр для меня — драгоценный камень, на который нужно смотреть со всех сторон и любоваться его огранкой. Грубо говоря, такой 3D-рисунок, отойти от того, что нам когда-то дал театр ренессанса».

Монтаж декорации спектакля

Интервью режиссера Робера Лепада о работе с Евгением Мироновым. (ВВС. Русская служба новостей)

Премьера — 21 декабря

С 9 по 14 декабря в Театре Наций пройдёт проект «Лепажемания», посвящённый канадскому режиссёру Роберу Лепажу. В преддверии премьеры спектакля «Гамлет | Коллаж» мы сможем увидеть документальные и художественные фильмы Лепажа, его оперу «Соловей», выставку легендарных афиш, а также встретиться и поговорить с самим режиссёром.

Программа:
9 декабря — Художественный фильм «Обратная сторона луны»
10 декабря — Фильм-опера «Соловей» И.Стравинского
11 декабря — Документальные фильмы «Ex Machina в России», «Мечта Вагнера»
14 декабря — Творческая встреча с Робером Лепажем

С 9 по 14 декабря пройдёт выставка плакатов к фильмам и спектаклям Робера Лепажа.

Фото — Роман Должанский

P.S.

1.
Интервью Евгения Миронова
О Театре Наций, о работе над спектаклем «Гамлет | Коллаж» и о других проектах в театре и кино. Передача «Театр сегодня и завтра». 25 ноября 2013 г.

2.
Официальный сайт Театр наций

3.
«Робер Лепаж — один из самых известных современных театральных творцов. Он выступает в разных ипостасях: режиссера, сценографа, драматурга, кинорежиссера. С 1989 по 1993 год Лепаж занимал пост худрука Национального центра искусств в Оттаве, где поставил свои авторские версии по произведениям Шекспира: «Кориолан», «Макбет», «Буря», «Сон в летнюю ночь». Благодаря последней постановке Лепаж стал первым североамериканцем, которому доверили постановку шекспировской пьесы в Национальном Королевском театре. С 1990 года режиссер работает и в музыкальном жанре. Он поставил оперы «Замок герцога Синяя Борода», «Ожидание» «Осуждение Фауста», «Соловей», «Похождение повесы»

Поворотным моментом в его биографии стало создание в 1994 году многопрофильной труппы Ex Machina. Именно здесь были созданы спектакли, принесшие Лепажу мировую славу. В их числе «Обратная сторона луны» «Трилогия драконов», «Эльсинор», «Опера уличного бродяги, «Проект Андерсен», «Липсинк», «Голубой дракон». Лепаж осуществил постановку театралогии «Кольцо нибелунгов» Вагнера в нью-йорском театре «Метрополитен Опера». Режиссер — лауреат множества канадских и международных наград, в числе которых премии Станиславского и «Золотая Маска» (РИА Новости).

4.
Официальный сайт Робера Лепажа

Читать оригинальную запись