ТЕАТР ЯНА ФАБРА

Jan Faber 00

Ян Фабр
— один из самых известных фламандцев. Режиссер, хореограф, драматург, художник и скульптор. Новатор, концептуалист, экстремал и провокатор. За более сорок лет творческой деятельности Ян Фабр занял ведущие международные позиции в области пластических искусств.


[текст в работе]

Характерные черты стиля

[текст в работе]

Скульптуры Яна Фабра

Официальный сайт

Подборка коротких видео из спектаклей Фабра

Театральные проекты:

1980
«Театр пишется с той же буквы, что и похмелье». Театральный дебют. Первая публично исполненная оригинальная миниатюра Фабра.

1982
«Театр как ожидание и прогноз». Премьера восьмичасовой акции без антракта. Гастрольный тур по Европе. Успешный показ на фестивалях искусств.

1984
«Власть театрального безумия». Триумф спектакля на Венецианском биеннале. Презентация современного пластических искусств Бельгии. Зарубежные компания подписывают контракт на гастроли по Европе, США, Японии и Австралии.

1986
Создана компания «Трублайн», осуществляющая контроль за театральными проектами Яна Фабра.

1987
«Раздел. Танец». Этюд-исследование проекта оперы. С этим балетом он стал известен еще как новатор-хореограф. В рамках «Документа в Касселе». Большое гастрольное турне.
«Стекло в стеклянное голове». Начало работы над пьесой.

1988
«Прометей-Пейзаж» (не по Эсхилу). Только один раз в Доме искусств в Бетаньене, разукращенном Фабром синей ручкой компании BIC.

1989
Ян Фабр дал три театральных представления, созданных на основе его оригинальных текстов:
«Интервью умирающего»,
«Во Дворце, в четыре утра… А.Г.»,
«Реинкарнация Бога».

1990
BIC-арт. Покрыл все здание рисунками шариковой ручкой.
«Стекло в стеклянной голове», первая часть его оперного триптиха. Премьера – результат трехлетней работы.
«Сотворение Елены Трублайн». Музыка написал польский композитор Эугениум Кнэпик по просьбе Жеара Мортье. Премьера во Фламандской опере в Антверпене.
«Звук хлопка одной ладонью». В декабре премьера спектакля. По просьбе прославленного хореографа Уильяма Форсайта хореографический проект для молодой труппы «Франкфуртского балета». Использует музыку Евгения Кнэпика, Бернда Алоиса Циммермана и The Doors.

1991
«Сладкое искушение» на основе оригинального текста Фабра. Премьера первой части «Трилогии тела» компании деЗингель. Успешный тур по Европе.
За этим проектом следует целый ряд удачных моноспектаклей, поставленных Фабром для почитаемых им талантов.
«Она была, и она есть, даже». Премьера второго балета. Специально для Элис Декайкельер.

1992
Два моноспектакля Марка ван Овермейера:
«Кто выразит свое мнение»
«Фальсификации неизбежны, не фальсифицируйте».
«Крики молчания, трудные мечты», вторая часть оперной трилогии. Мировая премьера состоялась в Касселе, по приглашению Яна Хоэта, по случаю закрытия художественной акции «Документы», где Фабр также представлял свои работы, как художник-визионер.
«Чистая подделка. Как это». Премьера.

1993
«Обратная сторона времени». Премьера третьего балета. Большое турне по Европе, Канаде и Японии.

1995
«Когда Земля снова завертится». Премьера четвертого балета. В сотрудничестве с Национальным балетом Амстердама.
«Соло Три». Балет № 1 под музыку Евгения Кнэпика. Премьера в Программе Брюссельского Фестиваля искусств.
«Обычная женщина мертва». Моноспектакль специально для Елис Декайкельер. Третий сольный спектакль.
«Всемирное авторское право 1 и 9». Премьера второй части «Трилогии тела» компании деЗингель. Фламандский коллега Фабра, хореограф Вим Вандекейбус путешествовал по анатомическому Музею тела и рассуждал о пластической хирургии.
«Император утраты». Премьера. Моноспектакль Дирка Буфсуфта.

1997
«Светящиеся иконы». Премьера последней части «Трилогии тела» компании деЗингель. Продолжение «Сладкого искушения», и «Всемирное авторское право 1 и 9».
«Четыре темперамента». Премьера четырех сольных проектов:
«Слишком почетное место» с Рене Копре,
«Мое прекрасное тело, расскажи мне»… с Вим Вандекайбус,
«Мистер Пиквик» с Марком Ванкункст
«Всем завидую на море» с Аннамирлой ван дер Плюйма.

1998
«Конец этому веку пришел несколько раньше (но бизнес, как обычно)». Премьера — 5 ноября. Совместно с Яном Декорте.

1999
«Предназначение ночи». Премьера 16 марта в голландском театре «Тоннельхьюс». В главных ролях — Элис Декайкельер и Ян Деклейр.

2000
«Пока мир нуждается в духе война». Премьера в Ганновере. Спектакль с участием танцоров, актеров и рок-группы. Гастрольный тур на два года.
«Двигаюсь, как одинокая дворняжка». Специально для танцора Эрна Омарсдоттира. Показ на Авиньонском фестивале танца.

2001
«Я – кровь». Премьера в Авиньонском дворце «Суда чести». Участие приняли 22 актера, танцора и музыкантов.

2002
«Небесное наслаждение». Ре-дизайн Королевского дворца в Брюселе (прим. — название работы отсылает к триптиху «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха).
«Лебединое озеро». Премьера в Королевском балете Фландрии. Выступление на сцене нового концертного зала в Брюгге.
«Попугаи и морские свинки». Премьера в Саламанке и Брюгге, культурных столицах 2002 года.

2003
«Я – кровь». Восстановление спектакля и прокат по Европе.
«Ангел смерти». Репетиции. Премьера на Авиньонском фестивале была отменена из-за забастовки служащих. Зато спектакль был сыгран в Италии, в анатомическом музее Монпелье. Были заняты Ян Декорте и Иван Йоцик. Музыку в живую исполнял Эрик Слайчим.

2004
«Тайгейзер». Премьера оперы Вагнера в Ля Монне в Брюсселе.
«Заданность». В феврале создана французская версия. Этот спектакль образует диптих с театральным монологом «Обычная женщина мертва» Элис Декайкельер.
«Когда главенствует женщина». В марте премьера в Боготе. Большие гастроли по Южной Америке, и Европе. Большой успех в Париже. Танцевали Лисбет Грювец и Ив Кляйн.
«Плачущее тело». Мировая премьера компании диЗингель – 9 октября.

2005
Авиньонский фестиваль. Ян Фабр получает приглашение стать Художественным руководителем.
«История слёз». Премьера, с 22 танцорами, актерами и музыканты в дворе Дворца «Суда чести». Прокат спектакля с Франсуа Байкелаерсом в главной роли «Рыцаря отчания».
«Я – кровь». Специально для показа на Авиньонском фестивале во дворе Дворца «Суда чести» воссоздание спектакля.
«Император утраты». На том же фестивале был показан моноспектакль, созданный в 1996 году с голландцем Дирком Руфсуфт. Французская версия показана в Муниципальном театре Авиньона.
«Король Плагиата». Продолжение «Императора утрат» — специально для Дирка Руфсуфт.
«Препараты смерти». Моноспектакль Аннабель Шамбон на музыку композитора и органиста Бернара Фосруля. Показан в авиньонском Храме Святого Мартиала.

2006
«Король Плагиата». Премьера голландской версии спектакля компании деЗингель в феврале.
«Когда главенствует женщина». Продолжается турне спектакля в Японии и США. Вместо Лизбет Грювез в главной роли выступает Корин Сунг-Им И.

2007
«Я — кровь». Гастроли последней редакции в США и Японии.
«Я — ошибка». Премьера.
«Реквиум Метаморфозы». Моноспектакль Фельзенрайтшуле. Премьера в Зальсбурге.
Лаборатория «Трублайн». В марте презентация проекта, предназначенной для методической работе и анализу накопленного опыта. Специально для молодых талантов создается рабочее пространство.

2008
«Другой сонный, пыльный дельта день». Премьера моноспектакля.
Титул «Послы культуры» получают Ян Фабр, Вим Вандекейбус и актеры театра «Трублайн» и труппы Анны Терезы де Керсмакер.

2009
«Оргия толерантности». Премьера на Авиньонском фестивале

2010
«Слуга красота». Премьера на Авиньонском фестивале.
«Препараты смерти». Прокат в Европе, США и Японии.

2011
«Прометей — Пейзаж II»

2012
«Наркотики оживляют меня». Премьера моноспектакля для Энтони Рицци.
«Театр, как ожидание и предвидение». Новая редакция постановки 1982 года.
«Власть театрального безумия». Новая редакция постановки 1984 года.

2013
«Трагедия дружбы. Вагнер. Версия Ницше. Фатальная дружба». Спектакль посвящен 200-летию со дня рождения Вагнера. Премьера — 15 мая, Влаамский оперный театр, Антверпен.

2014
«Приди, приди, приди»…(моему отцу). Новый сольный танцевальный спектакль для Седрик Шеррон. Премьера 3-8 апреля 2014 года.

Читать оригинальную запись