«Виченца не может и не будет жить без Някрошюса»

olimpico Vicenze 5

Някрошюс разжигает у итальянцев страсть к классическому театру
Автор: Паулюс Юркевичус

Режиссер литовского театра и новый художественный руководитель знаменитого Театра Олимпико, пригласив свою труппу в Италию, вызвал в тихом городке на севере Италии ажиотаж.

Год назад власти Виченцы, богатого города ювелиров, и Дирекция театра объявили новость: Олимпико будет открыт по-литовски.

Это вызвало сенсацию среди итальянских театралов. «Вы не боитесь, что это превратит вас, свободного художника, в менеджера?» — спросил я тогда откровенно Някрошюса. Его новая должность — Direttore Artistico, Художественный руководитель, звучит достаточно серьезно. На что Някрошюс признался, что раньше никогда не имел официального звания. Вот почему, может быть, и взял некоторое время для размышления прежде, чем ответить согласием или отказом. В конечном итоге, он согласился, объяснив это тем, что, «как свободный человек, каковым я являюсь, я всегда буду оставаться один».

Если перед началом первого «литовского» сезона у Някрошюса были сомнения, то теперь он уже распланировал второй сезон, так что нам остается ждать реализации планов блестящего сезона в одном из самых красивых театров Италии.

Театро Олимпико является старейшим в Европе крытым театром из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенный известным итальянским архитектором Андреа Палладио и открытый в 1585 году, театр был однажды назван Сальвадором Дали «Театром божественного эстетизма».

Виченца у литовских ног

Мне удалось обменяться парой слов с Някрошюсом о предстоящем в театре Олимпико сезоне. Как в телеграмме, с паузами: «Все было очень хорошо. Ожидаю продолжения. Уже привык к театру»… В результате, мы договорились, что в этой статье я возьму интервью не у режиссера, а у жителей Виченца, видевших работы последнего театрального сезона.

— Как бы вы оценили сезон работы Някрошюса в Театре «Олимпико»? — спросила я у Джакомо Цирелла, руководителя Дирекции муниципальных театров Виченцы.

— Великий литовский маэстро успешно завершил 65-й цикл классических пьес в Театро Олимпико. Ему удалось взбудоражить театры не только региона Венето, но и всей Италии. Было решено пригласить Някрошюса в качестве арт-директора после многих посредственных сезонов, когда «классические» циклы начали редеть, ставилось все меньше и меньше спектаклей. И теперь удалось добиться главного — вернуть значимость происходящего в национальном театре.

— Случилось ли это потому, что вметс с известными именами он взял известные пьесы?

— Да, конечно, пьесы были действительно великими, но мы заботимся и о другом тоже: об удачном соединении — почтения к Театру Олимпико и новаторского использования его пространства.

Наверное, впервые Някрошюсу и приглашенны им режиссерам удалось придать смысл пространству нашего театра. Короче говоря, Театро Олимпико — не только замечательное место, куда люди приходят смотреть спектакли. Сам театр, вместе с исполнителями и режиссерами, стал актером нового прочтения классического репертуара. С точки зрения искусства, прошлый сезон был превосходным. Это был важный импульс для всего города.

— Някрошюс является признанным театральным режиссером. Удалось ли ему привлечь на свою сторону и город Виченце?

— Интерес был огромным не только со стороны публики, но, даже бы сказал, всех жителей города. Цифры подтверждают это — мы продали билеты на все 15 спектаклей сезона. С другой стороны, мы заметили, что этот интерес публики не такой, как в предыдущие сезоны. Больше молодых людей пришло в театр. 40 процентов наших зрителей стали моложе 35 лет. Это невероятное достижение для театра классического репертуара. Мы больше привыкли к театралам от 45 до 50.

Постановка Някрошюса «Рай» была встречена с огромным интересом. Многие уже видели первые две части, «Ад» и «Чистилище», так что зритель захотел увидеть и заключительную часть этой большой поэмы Данте «Божественная комедия». Публике понравились спектакли, открывшие сезон, поэтому они изъявили интерес и к другим постановкам тоже.

— В конце концов, Някрошюс не итальянец. Как же город жил до него?

— Виченца город небольшой, но всегда считавшийся важным международным центром культуры. Вспомним традиции наших ювелиров или великого архитектора Палладио и его творения — Театра Олимпико. Люди нашего города мгновенно влюбились в великого режиссера, который взвалил на себя тяжелую ответственность за возрождение театрального фестиваля, столь важного для города, который уже многие решили похоронить. Короче говоря, все здесь восхищаются художником, который мало говорит, но много делает, добиваясь прекрасных результатов.

Принимаясь за Ветхий Завет

Някрошюс начнет свой второй сезон в Театре Олимпико 19 сентября. Его театральная компания «Мено Фортас» представит премьеру «Книги Иова».

Някрошюс говорит охотно о своей новой продукции: «Это, вероятно, будет одна из самых сложных моих работ. Процесс интеллигентной интерпретации. Если бы я выбрал классический текст, все было бы проще, мне, возможно, удалось бы мирно прожить. Но что-то заставило меня выбрать этот отрывок».

«Книга Иова» является частью Библии, Ветхого Завета. История рассказывает об Иове, который теряет все — свое богатство, детей, здоровье, но не хочет отказаться от своей веры в Бога. «Никто не застрахован от несчастий жизни. Раньше я точно знал, что кусок жизни будет пронизан атмосферой боли», — режиссер немного анонсирует свой следующий спектакль.

В новом сезоне

В следующем сезоне в Театро Олимпико будет представлена премьера спектакля «Птицы» по Аристофану известным итальянским актером и режиссером Пиппо Дельбоно и американским музыкантом Лори Андерсоном.

Олимпико также представит две пьесы Бертольда Брехта «Жизнь Галилея» (режиссер Някрошюс) и «Жизнь Эдуарда II Английского» (режиссер — итальянец Андреа Баракко). Известный итальянский режиссер Барберио Корсетти был приглашен на постановку индийского эпоса «Махабхарата» .

Сезон завершится спектаклем-конференцией о двух энергиях греческой философии — «Эросе и Танатосе».

Источник: 15min.lt
Культура и общество. 30 мая 2013

Читать оригинальную запись