От «друга» народа до врага народа

Спектакль – «Враг народа»
Режиссёр – Лев Додин
Театр – Малый драматический театр – театр Европы (Санкт-Петербург)

Из книги Эдуарда Кочергина* «Медный Гога (Вспоминание декоратора)»:

«Тоска, тоска одолевает меня, Гога**. Падение профессиональных навыков наступает в режиссуре. Сталкиваясь с теперешними постановщиками, обнаруживаю, что они не могут сказать, о чем они будут ставить спектакль, какой заряд должен получить зритель. Не умеют выстроить действие. Прямо какие-то профаны. Тебя вспоминаю часто, ты владел всем этим блистательно. Умел выстраивать как целиком спектакль, так и отдельные роли. Ты считал, что ежеминутно, ежесекундно, каждое мгновение на сцене должно происходить действие, конфликты, движение идей, противоборство их. Если такого не происходит, то зритель отрубается и перестает слушать артистов, начинает кашлять, ерзать в креслах, разговаривать».

Почему после просмотра спектакля «Враг народа» мне вспомнились именно эти слова Э.Кочергина из его книги про великого и замечательного режиссера 20 века Г.Товстоногова? Такие искренние и правдивые слова о профессиональном владении мастерством режиссуры, как нельзя лучше подходят другому профессионалу своего дела – Льву Додину – художественному руководителю Малого драматического театра. Вернее и лучше слов не подберешь. Все то, чем славились постановки БДТ времен Г.Товстоногова, присутствует в спектакле МДТ. По моему личному мнению, именно спектакль «Враг народа» станет главным событием гастролей МДТ в Москве в 2013 году. Не спектакль «Коварство и любовь» (мое утверждение ни сколько не умаляет достоинства этого спектакля), а именно спектакль «Враг Народа». Возможно, на это повлияло то, что спектакль «Враг народа» МДТ появился в Москве в нужное время. Как водится, здесь и сейчас.

Л.Додин пошел самым трудным путем – путем откровенного, прямого и честного разговора со зрителем. Глаза в глаза, да и еще словами Ибсена, что крайне сложно в настоящее время. Идти не от зрелища, а от художественного слова. Получился спектакль, который надо уметь не только смотреть, но и слушать, анализировать и понимать. Современный зритель просто обязан уметь пропускать уведенное и услышанное через всего себя. Ведь в этом же предназначение театра? Только подлинное и искреннее искусство может хоть как-то разбудить наше дряхлеющее общество.

Спектакль буквально с первых минут овладевает зрительным залом, не отпуская его до самого финала. Удивительная гармония. Зрелища ждать не надо. Камерно, тихо, откровенно о главном. За разговорами, монологами главного героя огромная внутренняя работа чувств, нервов. Внутренние и внешние конфликты с сами собой, столкновение интересов героев. Скажете, что скучно? Кому было скучно, ушли во время первого акта.

Враг народа - МДТ, Лев Додин

В Москве многие будут сравнивать спектакль МДТ с одноименным спектаклем театра Маяковского. По стечению обстоятельств МДТ гастролировало именно на сцене театра Маяковского.

Сравнивать спектакль МДТ со спектаклем театра Маяковского не имеет всякого смысла. Это два совершено разных спектакля. Одинаковы они только в одном. В конечной цели. Каким должен быть человек в обществе?

В спектакле МДТ пьеса представлена в первозданном виде с некоторыми сокращения. Тут главное то, что со сцены звучит текст Ибсена, который, оказывается, актуален и сейчас. А ведь пьеса написана более 130 лет назад.

А вот в спектакле театра Маяковского пьеса изрядно осовременена драматургом С.Денисовой. Зритель видит уже современную историю. Спектакль больше дает крен в сторону публицистического театра, нежели художественного и психологического.

Такова разница между ними. Невольно получилось противостояние двух театральных форм: старой и новой. Хотя, честно говоря, каждая из предложенных режиссерами форм имеет право на жизнь, тем более обе сделаны безупречно талантливо.

Сам спектакль МДТ будет именно спектаклем (в привычном понимании) только половину первого действия, дальше будут следовать монологи Сергея Курышева, который несравненно, дивно и блестяще прожил роль доктора Стокмана.

В чем вся соль действия? Для чего все это нам показывали? Начинать надо от изумительной работающей на весь спектакль сценографии А.Боровского. Курортная веранда семьи Стокманов, где в самом начале спектакля проходит ужин с гостями, отделена от зрителей прозрачной занавеской. Зрители пока лишь наблюдают за участниками действия. Прозрачная занавеска перестает быть ширмой, когда Стокман получает письмо-подтверждение о том, что курортная вода действительно заражена. Вот тут участники спектакля и зрители становятся слушателями доктора Стокмана.

Доктор начинает вести диалог со зрителем и героями спектакля, пытаясь убедить героев (владелец типографии, мэр – родной брат Стокмана, газетчик, владелец кожевенного завода), в срочной необходимости закрытия курортной лечебницы для ремонта водопровода. Здравая идея о закрытии лечебницы разбивается, о меркантильную реальность. Лучше лупить деньги сейчас, чем вкладывать их в исправление ошибок. Это когда их окупишь? Окупишь ли? В один миг Стокман превратился из друга во врага. Конфликт интересов. Пассивное, глупое и приспособленческое большинство берет вверх над умным и здравым меньшинством. Непроизвольно зараженная вода в водопроводе толкает Стокмана к выводу о зараженности и пассивности огромного большинства общества. Отдельно взятая история про зараженную воду в маленьком курортном городке транслируется Стокманом на всю страну. А если и, правда, все общество заражено?

Кульминацией всего действия станут заключительные слова доктора Стокмана о великом открытии. «Дело в том, видите ли, что самый сильный человек на свете — это тот, кто наиболее одинок!», скажет в финале доктор Стокман.

Враг народа - МДТ, Лев Додин

Додин осознано оставляет финал открытым. Что произошло с семьей Стокманов? Добился он ремонта водопровода? Каждый зритель на этот вопрос должен ответить самостоятельно. Ведь быть Стокманом – значит быть человеком и гражданином. Именно тогда в каждом из нас произойдет перерождение. Задача спектакля вселить в каждого из нас доктора Стокмана.

Глупых людей на земле больше чем умных, поэтому большинство не бывает правым?

Быть покорным большинством лучше, чем быть индивидуальной личностью?

Действительно ли то, что каждый народ достоин своего правителя?

Враг народа - МДТ, Лев Додин

Фото: Виктора Васильева

*) Эдуард Степанович Кочергин (р. 1937) — известный сценограф, главный художник БДТ им. Товстоногова. Работал с Г. Товстоноговым, Ю. Любимовым, А. Эфросом, Л. Додиным и другими выдающимися режиссерами. Народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных и международных премий.

**) Георгий Александрович Товстоногов (28 сентября 1915, Тбилиси — 23 мая 1989, Ленинград) — советский театральный режиссер и педагог. Народный артист СССР (1957). Именно благодаря Товстоногову Большой драматический в Питере стал легендой. Он создал великий театр, который до сих пор называют «театром Товстоногова». Театр стал для него настоящим домом на целых тридцать три года. Он не руководил им – он им жил.

Читать оригинальную запись

Читайте также: