«Нос» Д.Шостаковича в Камерном музыкальном театре, реж. Борис Покровский

В отличие от некоторых других постановок отца-основателя театра «Нос» по сей день существует в довольно-таки неплохой форме, спектакль очень живой, энергичный — во многом это, конечно, определяется и качеством материала, хотя музыкальный гротеск раннего Шостаковича на мой личный вкус несколько однообразен. Прием с костюмами на болванках по краям сцены и артистами, ожидающими своей очереди возле оркестра, напоминает некоторые решения Джорджо Стрелера. Другое дело, что у Покровского, помимо внутритеатральной иронии и бытового абсурда, присутствуют, например, и очень внятно, мотивы социального насилия на всех уровнях, несмотря на юмор, это достаточно жесткая вещь, а сегодня, когда многие элементы антуража (начиная с двуглавого орла, возвышающегося над сценой) из условно-аллегорических при Шостаковиче и Покровском превратились в актуальные и повседневные, игровая подача этих мотивов кажется недостаточной, несколько устаревшей. Понятно, что ставится цель сохранить спектакль, а не адаптировать его к новому времени — но смотрим и слушаем мы его все-таки сегодня.

Читать оригинальную запись