Моя тень. Премьера Эрмитажа, на сцене театра П.Фоменко

Первый спектакль нового сезона. Премьера по известной пьесе Шварца, один из любимых артистов в главной роли, в новом для меня театре, на незнакомой сцене. Столько ожиданий, что не знаю, с чего и начать. Начну с хорошего, а там уж… как пойдет.

Прекрасная музыка Петра Тодоровского, звучащая в спектакле, и голос Петра Наумовича Фоменко, исполняющего песню, удивительно и точно задают тон всему действию. И органично вплетается в этот музыкальный фон почти бессловесная, но такая значительная и трогательная роль Призрака Короля. Ее нет в пьесе. Но кажется теперь, что есть. Настолько она пришлась к месту, именно и к месту, к этой фоменковской сцене, да. Гениально исполненная Геннадием Храпунковым, она придала спектаклю щемящую ноту печали по утраченному. И это тоже тень — великого Мастера, тень-воспоминание. И ради этого одного спектакль стоит посмотреть.

Декораций мало, есть меткий реквизит, все предметы "звучат" и "играют": подушка в руках министра финансов; люстра, то взмывающая ввысь, то валяющаяся на сцене; свеча в руке Короля; стопки книг; листы рукописи, выскальзывающие из рук Ученого; длинный, тяжелый и удушающий занавес-мантия Тени.

Но "в этой сказке нет порядка, что ни персонаж — загадка". Здесь министры — в шортах и "по понятиям", принцесса говорит сдавленным, старушечьим голосом, хозяин гостиницы и журналист — забавные людоеды — маршируют, словно Пат и Паташонок, музыканты в белых шляпах, нервно хихикающая неизвестно-откуда-взявшаяся-и-зачем Красная Шапочка, тайный советник в тельняшке, совсем не страшный палач, и суетливая подпрыгивающая Анунциата с несчастным лицом и перекошенной улыбкой, а ведь влюблена! Все они вместе, однако, хороши в групповых сценах, там и цирк, и гротеск, и буффонада и невесть что еще, но весело и куражно, особенно в третьем действии. Спектакль идет почти три часа, плюс два антракта, и это тяжело. Нельзя, чтоб зритель ждал, когда все закончится. И не во времени, видимо, только дело. Меня напрягала интонация: крик и надрыв, с которыми говорили почти все персонажи, это было настолько вразрез с музыкой, что подумалось уже потом, может так и задумано? Может это от того самого страха, о котором говорил режиссер М. Левитин перед спектаклем?

Однако, почему и Тень надрывается, срываясь на крик, рычание? Разве не в темноте и глубине ее сила? Не в леденящей душу вкрадчивости, которой вот мне таки и недоставало в этой роли Евгения Редько. Пластика движений, мимика, взгляд — все совпало, кроме голоса. Не хватило вот этой глубины в Тени. А были, были моменты, когда в красноречивом молчании, в танце, шепоте проступало настоящее, от Тени. Бесспорно, труднейшая роль — играть и Белого и Черного, да ведь и Серое еще надо показать. Это не кино, монтаж не применишь. Ученый — прекрасный, да жаль, что не следует советам Доктора: "Посмотрите на все сквозь пальцы. Махните на все рукой. Пожмите плечами." И тогда, может быть, полетел бы, не хуже министра финансов (кстати, прекрасная роль Дениса Назаренко). Впрочем, тем, кого люблю, всегда ставлю высоко планку. Редько — мощнейший актер, и каждый раз восхищает, потому и жду от него невозможного. "Не оставляйте, стараний маэстро, не убирайте ладони со лба."

Очень-очень мешала девушка-фотограф, все первое действие непрерывно "стреляющая " кэноном, я даже не удержалась и попросила ее в антракте включить функцию "тихий затвор".

Понравилась Юлия Джули / Ирина Богданова, такая разная и во всех ипостасях хороша, и песенка ее хулиганская тоже, а ручкой как делает! Бесподобная сцена у них с министром финансов, такие "тонкие отношения" ).

Восхитил меня и Доктор. Кстати, совершенно как-то в пьесе мимоходная роль (мне так показалось), а Борис Леонидович Романов так своего Доктора преподнес, что от него взгляд отвести невозможно было. Мне кажется, с его появлением на сцене и спектакль как-то ровнее пошел.

Поклоны, Редько на каблуках, трогательный Король, голос Фоменко, уставшие актеры, счастливые поклонники, цветы-цветы-цветы. Спектакль родился и будет жить и расти, меняясь и взрослея.

Тень есть у каждого из нас,
Она — то великан, то карлик.
И антипод,
И верный друг,
Пока не выпустишь из рук.

Читать оригинальную запись

Читайте также: