Красный Факел в Челябинске

15 июня, Челябинск, гастроли новосибирского театра «Красный факел». «Сильвестр», сосвем не детская история по пьесе Вадима Бочанова. Режиссер-постановщик Андрей Прикотенко, режиссер спектакля Павел Южаков.

Уже несколько раз натыкаюсь на вот это странное разделение — отдельно режиссер-постановщик, отдельно просто режиссер. Новая мода такая? Кто из них что делал-то? Кому спасибо сказать?

Хотя, по большому счету, не так это и важно. Пусть они сами между собой договариваются, как лавры делить. Главное — результат, а он совершенно прекрасен. Давно я не получал такого удовольствия! Три часа как одна минута. А потом три часа дороги домой, и всю дорогу из головы не выходит спектакль. Смешные марионетки, вдруг задумавшиеся, а зачем они здесь — и меняющихся от этого… Самодовольная и приспособившаяся кукла на наших глазах превращается в человека, осознавшего, что он несчастен, но делающего первый шаг из того болота, в которое он сам себя загнал. И это превращение — никакой не постановочный трюк. Ну, разве что страж и королева костюмчик поменяли. А мы это преображение видим, оно здесь, на наших глазах. Чудо происходит средствами театра, оно только играется артистами… и это потрясающе интересно видеть!

На этот спектакль стоит пойти уже ради сцены Графа и Сильвестра, когда «дурачок» задает свой коронный вопрос прожженному чиновнику. Опять же, тут нет никаких постановочных трюков. Павел Поляков ищет ответ, а Константин Телегин честно ждет ответа на свой вопрос. На сцене просто пауза, все молчат… И публика, похохатывавшая над шуточками, вполне уже настроившаяся на комедию, не отрываясь смотрит, потому что вот именно сейчас и проживается самое главное. Здесь и сейчас, вот этими конкретными артистами. Пауза долгая, очень долгая, но они могут ее держать, потому что ничего не остановилось… Да-да, знаем, читали, в теории так и должно быть. Но вы-то читали, а мы вчера видели! Есть разница!

Роль Графа и работа Павла Полякова — это возможно самое сильное впечатление. Единственный дворцовый персонаж (Сильвестр — особый разговор), который с самого начала не выглядит куклой, но только в финале мы понимаем, что все-таки это не было его настоящее лицо. Чудо происходит и с ним, он тоже ему подвластен, он тоже в конце не такой, каким был в начале… Хотя, конечно, назвать эту работу лучшей все-таки не совсем правильно. Остальные не хуже!

И при этом все в явно комедийном ключе. Публика веселится, я не исключение. А что, действительно забавно! Но это настоящая комедия, которую смотришь — смешно, а посмотрел — грустно. Ибо история сама собой, со всеми ее сказочными прибабахами и аллюзиями на современность (иногда, пожалуй, слишком прямолинейными. Чтобы уж любой дурак в зале догадался? Да не дураки в зале-то…). Но мелкий вопрос текущей политики «какая у нас национальная идея?» соседствует с глубоким философским «А на хрена?» И в этом сила этого спектакля! Поневоле сопоставляешь, и понимаешь, что второй вопрос касается лично тебя. И это, возможно, главная примета замечательной постановки. Cпектакль нам не безразличен, потому что мы не безразличны Сильвестру. Ну, не лично мы, а другие персонажи пьесы. Которые так похожи на нас!

Читать оригинальную запись

Читайте также: