Враг народа

Премьера в Маяковского, и я не могла не пойти, опять преисполненная ожиданиями. Что на это раз? Режиссер — Никита Кобелев, чья "Любовь людей" меня потрясла. И ведущие актеры из того спектакля, Фатеев и Силаева. Опять же Костолевский. Пьеса Ибсена "Враг народа" заявлена как версия Саши Денисовой и, если судить по "пиар-кампании", экологическая катастрофа в 2 действиях ожидалась быть с политической остросовременной подоплекой. Неслучайно, видимо, на премьере был замечен признанный мастер социально-политических спектаклей-памфлетов Константин Богомолов.

Скажу честно, первая часть первого действия напоминала какой-то старый советский спектакль на производственную тему, не смотря на приметы времени и привязку к актуальным событиям наших дней. Пожалуй, только оригинальное оформление сцены — подвесная огромная конструкция в виде куба-трансформера и спасала, не позволяя заснуть. Да еще неадекватный зритель, сидящий через ложу от меня, у самой сцены, и активно гы-кающий и зычно хохочущий почти на каждую реплику главных героев. Мешал, кстати,  очень, и не только мне — зрители примыкающей трети зала на него все время косились и недоуменно переглядывались. И тут задумалась я о жанре — комедия ли эта эко-катастрофа? трагедия? фарс? Хотелось вслушаться в слова, всмотреться в лица и реагировать в соответствии с тем посылом, который удалось бы поймать. Не удалось, мне — не удалось. Я весь спектакль чего-то ждала, уговаривая себя, как та Масяня, что вот-вот начнется )). Нет, мне понравились там четыре сцены. В первом действии — когда поет Ю.Силаева, а А. Фатеев пытается произнести одновременно с этим свою речь. А она гладит белье, беременная, такая красивая и такая несчастная и поет что-то одной ей ведомое, да так, что мурашки проскальзывают. Во втором акте — он вообще много лучше первого и сильнее и динамичнее, и актеры, может, разыгрались. Так вот, сцена, где И. Костолевский читает Шекспира (Из "Короля Лира", между прочим, я тут просто шею вывернула, так хотелось реакцию К.Б. разглядеть )), она так выбивается из всего, и в тоже время, очень в тему. Сцена-монолог А.Фатеева, — в зал, сильно, ярко, и убедительно. И сцена, когда девочка, дочь героя Фатеева, сидя на полу, в их квартире, спокойно говорит ему о том, что наивный ты, папа, и ничего в этой жизни не понимаешь. Вот эта, без надрыва и крика, (как почти все остальное), у Н.Палагушкиной очень хорошо получилась. Конечно, просто приятно смотреть на элегантного И.К., он, несмотря на отрицательность персонажа, никаких враждебных эмоций не вызывает. Яркая и эмоциональная игра Юлии Силаевой и Алексея Фатеева действительно вытянула спектакль. Несмотря на обилие длинных и не всегда нужных диалогов и обсуждений. Но я ждала, когда же произойдет контакт, когда упадет эта четвертая стена и актеры, и в частности, главный герой, будут играть не в сторону публики, а для публики и, что важно — с публикой. С каждым абстрактным зрителем, и с конкретным, сидящим — вот в первом, или втором ряду. Обратитесь к зрителям, мысленно я молила! Ведь и сюжет весь заточен на это, на реакцию народа — и вот он народ, перед вами! Ну почему не бросить клич в зал, не раздать, в конце концов, ленточки разных цветов во время антракта — или флажки — чтоб народ проголосовал, за какую же он позицию, еще что-то придумать, пройти в зал, встать в середине, да много чего можно было сделать… Эх, формат большой сцены…на малой-то все это виднее, легче, и контакт там устанавливается проще. Не поняла я и финал. Герой умер, сообщает нам с экрана его дочь, а "его обращение в Фэйсбуке" собрало миллион "лайков", люди нам очень помогли". А что, конкретно-то изменилось? Лечебницу закрыли, перестали травить людей этой водой, произвели реконструкцию? Или вся суть в этих вожделенных "лайках"?

По окончании спектакля, когда стояла в фойе, глядя на потоки дождя и ожидая машину, вспомнила свои недавние берлинские театральные похождения. вздохнула, и мысленно пожелала спектаклю всего-всего-всего…

P.S. Я — не критик, я просто зритель, и мое мнение может имеет право не совпадать с официальными рецензиями на спектакль.

Читать оригинальную запись

Читайте также: