"Маскарад маркиза де Сада" А.Максимова в Театре Романа Виктюка, реж. Роман Виктюк

«Вы с таким пафосом и, главное, стилистически безупречно, говорите о себе, что на вас приятно смотреть».

Учитывая, что из себя представляет пьеса Максимова, Виктюк совершил настоящее чудо — мне есть с чем сравнивать, я видел постановку Яшина в Театре им. Гоголя десять лет назад, и там режиссер, на большее неспособный, до того доверился автору, что наблюдать за результатом (а там еще играла приглашенная Дарья Повереннова, на тот момент в зените своей сериальной славы, с тех пор померкшей) было совершенно невозможно, у Виктюка же, несмотря на излишне громкий, бьющий по ушам саундтрек, надоедливые упражнения персонажей на выстроенной сценографом подвижной деревяной вышке на фоне занавеса с галантной картинкой и задником с экспрессионистскими изображениями безумцев) (и интонации настолько, до самопородии, «виктюковские», на сцене творится что-то относительно вменяемое. Со своей стороны расчувствовавшийся автор напомнил, что пьесу написал 25 лет назад в Пятигорске — видимо, сам от себя в восхищении, насколько «актуален» его текст. Между тем, как пишут в таких случаях голливудские сценаристы, «все персонажи вымышлены, возможные совпадения случайны» — в том числе и совпадения с нынешними политическими реалиями, просто в России, какой исторический период ни возьми, куда ни плюнь — везде тюрьма и всегда революционное настроение, выплескивающие протест неизменно вхолостую (а когда не вхолостую — еще хуже выходит).

Как обычно у Максимова высосанный из пальца сюжет — маркиз де Сад на самом деле лишь фантазер, а на практике его вымысел воплощает инспектор Марэ, номинально маркиза преследующий, еще в розыгрыше участвует революционерка Жюстина и слуга-охранник Огюстен, оба под впечатлением о маркизова творчества (но довольно о пьесе, а то судя по подметным письмам в ящике для личных сообщений, Андрей Маркович очень раним, как это русским интеллигентам вообще в высшей степени свойственно, не могу только не заметить, что об уровне мышления и вкуса литератора ярче прочего свидетельствую его попытки обыгрывать имя де Сад и русское слово «сад») — у Виктюка претворяется в представление мистериального и одновременно карнавального (ну и напоследок: персонажи любой из пьес Максимова в таких случаях непременно сказали бы: «что одно и то же») характера.

В роли маркиза — Дмитрий Бозин, само собой, и его Сад по обыкновению «нездешний», мечется по декорации тарзаном в псевдо-античном одеянии. Жюстину играет Карпушина — совершенно феерически, открывая в себе замечательные характерные ноты и краски. Иван Никульча в роли охранника, по-моему, может быть заменен на любого другого исполнителя без потерь. Марэ-Дзюба тоже, как мне показалось, не дотягивает до общего градуса, но, не исключаю, стоило бы снизить градус, облегчив задачу не только артистам, но и зрителю.

Читать оригинальную запись

Читайте также: