«БерлусПутин»

Вчера в Театре.doc. Режиссёр — Варвара Фаэр. Играют Евдокия Германова и Сергей Епишев.

Спектакль, точнее, пока ещё рабочий показ, по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо «Двуглавая аномалия». Переводчики предложили русский вариант названия «БерлусПутин», сохраняя верность не форме, а сути. В пьесе два героя — Актриса и Режиссёр, такие предельно условные фигуры и в то же время очень реалистичные образы, воплощение самой идеи театра, отвечающего на злобу дня. Не случайно Актриса в самом начале читает монолог из «Лисистраты», точнее, никакого монолога нет, слошная отсебятина, при том очень точно передающая суть античной комедии. Попытка вернуть аристофановские традиции нашей сцене, при всей своей безнадёжности, на мой взгляд, очень правильна и достойна.

Дальше начинается полный треш: Режиссёр предлагает Актрисе сыграть в фильме, где в основе сюжета — двойное покушение террористов на Путина и Берлускони. Итальянский премьер склеивает ласты, но часть его мозга пересаживают премьеру российскому, которому хирурги вынуждены ампутировать одно из полушарий. Появляется некий гибрид, ехидное напоминание о незабвенном Полиграф Полиграфыче, только там, пожалуй, эксперимент был покруче. Обновлённый Путин совмещает в себе черты прежнего Владимира Владимировича (правда, почти ничего не помнит о том, кто он и что он), и его итальянского витального друга. Актрисе доверена роль Людмилы Путиной, которая рассказывает мужу о их безрадостном прошлом: тут в основе текста лежат выложенные в сети мемуары, приписываемые самой путинской супруге. Временами очень смешно, иногда шутки слишком ожидаемы, но нельзя же требовать от фарса изощрённой непредсказуемости.

Актёрские работы — просто блестящие. Епишев, меняя образы, то Режиссёра, то БерлусПутина, безупречно достоверен, глубок и не спешит «работать лицом» (едва ли не самый страшный грех нашей актёрской школы — крикливая торопливость мимики). Героиня Германовой живёт между паническим страхом — «а что нам за это будет?» — и готовностью душу продать за новую яркую роль, успех и аплодисменты. Так что помимо политиков, в прицеле сатиры — люди театра. Одно это искупляет возможные упрёки в конъюнктуре, которые, наверняка последуют.

Жду открытия нового сезона в ДОКе, чтобы увидеть пермьеру.

Читать оригинальную запись