«Дон Жуан» В.А.Моцарта, «Санкт-Петербург опера», реж. Юрий Александров

Неровное музыкальное качество спектаклей Александрова в его собственном театре непременно искупается фонтанирующей всевозможными «примочками» режиссурой. Не всегда эти «примочки» по делу, не всегда они соответствуют лично моим представлениям о прекрасном, но, во всяком случае, постановки Александрова обычно не бывают скучными, а на «Дон Жуане» я, признаться, заскучал, и, если совсем честно, на первом действии пару раз задремал, и было совсем уж неудобно, поскольку режиссер сидел через два кресла от меня. Но я на самом деле не ожидал от «Санкт-Петербург» оперы такого в целом «правильного» и «спокойного» решения оперы, дающей возможности творить черт-те что (а с Моцартом, кстати, любые режиссерские операции, замечено, проходят легче, чем с любым другим оперным автором). Симпатичная, но статичная сценография — двухэтажная выгородка, стилизованная под старинный замок, с колоннами и барельефами, на персонажах — камзолы и парики, ну разве что еще любимые Александровым маски и плюмажи, но по отношению к «Дону Джованни» это тоже настолько уместно, что даже слишком предсказуемо. Вялотекущее зрелище лишь слегка разбавляют эротические упражнения героев в старинном, с кружавчиками, исподнем — но тоже больше театрального, нежели сексуально-натуралистического характера, Александров вообще добавил театральности и «театрализованности» в сюжет оперы. В финале первого действия, правда, Церлина пытается застрелить неверного любовника, что кажется довольно странным по отношению ко всему происходившему до того, а финал второго сделан в духе привычно александровском: явившийся на ужин Командор, выдернув нож из своей окровавленной груди, вознает его в протянутую для рукопожатия ладонь Дон Жуана, после чего еще и для верности подсыпает яд в бокал с вином, мертвое тело утаскивают со сцены слуги, оставшиеся попарно торжествуют, причем Командор, похоже — живее всех живых, то есть выходит, что Дон Жуан был еще не хуже, не порочнее всех остальных мужчин, а пострадал ни за что, да не так уж он и пострадал — под занавес он возникает на колоннаде второго этажа в окружении девиц в панталончиках, вида весьма довольного.

Читать оригинальную запись

Читайте также: