«Униженные и оскорбленные» Ф.Достоевского, ч. 2. «Нелли», РАТИ, реж. С.Землякова («Твой шанс»)

Меня предупреждали, что вторая часть несколько слабее первой. В каком-то смысле — действительно слабее: драматургически не так безупречно выстроена, по ритму неровная, иронии меньше, к тому же если первая часть сюжетно автономна, то вторая хотя и достаточно самостоятельна, все-таки тесно связана с первой (появлением Наташи и княза во втором действии) и не вполне понятна без нее. Но все равно — очень хорошо. Из основных персонажей первой части в том же объеме присутствует только Иван — Макар Запорожский. Но Нелли и ее мама уже появлялись в первой части — во вставном номере с песенкой нищих «Ах, боже мой, что делает привычка» — она становится лейтмотивом второй части, и сама по себе песенка, жестокий романс, потрясающая (не знаю, откуда ее взяли и где нашли), а в контексте спектакля она звучит необыкновенно уместно. В «Нелли» много второстепенных характерных персонажей — студентам есть где развернуться: Бубнова и Федосья Титишна (Ксения Орлова и Яна Гурьянова), забулдыги Архипов, Сизобрюхов и безымянный, но очень эффектный и смешной «житель двора из коробки» (Дмитрий Захаров, Александр Алябьев и Григорий Добрыгин), замечательный доктор, вечно рекомендующий порошки и покой (Андрей Сиротин), уже знакомые по первой части Наташа, ее родители и князь Валковский, превосходно сыгранный полудобряк-полуподлец Маслобоев, типично «достоевский» персонаж (Артем Цуканов) и его жена, трогательная, но тоже непростая Александра Семеновна (Полина Лазарева). Но главное, конечно — Нелли и ее мама. Если их номер в первой части — откровенно комический, то во второй их песня «Ах, боже мой…» звучит проникновенно, пронзительно, в финале ее затягивает и сам рассказчик Иван Петрович. Нелли — незаконная дочь князя, имеющая от умершей матери предписание пойти к отцу и предъявить доказательства его вины, просить его милости, но не делающая этого и умирающая, как и мать, непримиринной, не простившей подлости; ее судьба — в каком-то смысле предупреждение героям первой части. В романе эти линии переплетаются, в спектакле они выделены в два отдельных вечера и на сюжетном уровне их связь не ощущается так сильно, но на уровне подтекста — только усиливается. А Надежда Лумпова, играющая Нелли, парадоксальным сочетанием беззащитности и внутренней силы чем-то похожа на молодую Инну Чурикову.

Читать оригинальную запись

Читайте также: