«Клинический случай» Р.Куни, реж. Роман Самгин

У Самгина вышло с перерывом в неделю две премьеры в жанре комедии положений. Только одна в репертуарном театре и по классической пьесе, а другая — в антрепризе по бульварной. На премьере первой постановки была куча критиков, рецензия, правда, вышла только одна, остальные дружно отворотили носы. На второй из журналистов не было никого, кроме меня и фотографа из газеты «Культура», которая перед этим хорошо выпила и ушла, не дождавшись начала спектакля — его задержали на 50 минут. Но удивительно, что если превращение Кальдерона в водевильчик, что сделал Самгин в МТЮЗе с «Спрятанным кабальеро», вызывает легкую (в лучшем случае) досаду, то «Клинический случай» дает обратный эффект. Как раз по этому спектаклю, как раньше по «Бестолочи» или «Дню палтуса» — а Самгин в антрепризе работает много и всегда успешно — видно, что постановщик знает свое дело, и когда пьеса адекватна задачам, поставленным режиссером, а главным образом ПЕРЕД режиссером, результат производит наилучшее впечатление. «Клинический случай» ничем не хуже не только «Слишком женатого таксиста» в Сатире или «Смешных денег» в «Сатириконе», но и «№ 13» того же Куни, самого коммерчески успешно спектакля МХТ, поставленного Машковым с Мироновым в главной роли, но в антрепризе такого рода произведения смотрятся куда как более уместно, чем на сцене, освященной именами Станиславского и Немировича-Данченко. А пьесы Куни действительно смешные, и Михаил Мишин неплохо насобачился адаптировать их (да и не только Куни — он не так давно пятый акт «Тартюфа» Мольера для «Ленкома» адаптировал). И спектакль у Самгина получился смешным — но это полдела, тут еще и заслуга актеров немаленькая: Игорь Ливанов играет главного героя, врача-невролога, которого ждут на открытии научной конференции, а он застрял в отделении, куда явилась спустя 18 лет его бывшая любовница медсестра с совершеннолетним сыном, возжелавшим познакомиться с «папой» — без излишнего комикования, остро, но достоверно, на контрасте с откровенно комическими персонажами: женой (туповатая гламурная дамочка — Наталья Щукина), той самой бывшей медсестрой, очкастой синечулочницей (Елена Бирюкова), инфантильным, несмотря на, казалось бы, совершеннолетие, сынулей, который мечется в своих чувствах к неведому отцу от обожания до ненависти и желания отомстить (замечательный артист «Ленкома» Степан Абрамов — в «Визите дамы» он играет Вилли), другу-доктору (его в очередь должны играть Мадянов и Степанченко, но играл Владимир Ершов с Малой Бронной, и возможно, из-за его ввода спектакль так сильно задержали), готовому взять на себя и роль «отца», и роль толстухи-кастелянши, когда не в меру ретивый инспектор захочет ее допросить как свидетельницу, и педоватый врач-стажер, племянник этого полицейского инспектора (Алексей Юдников), и, наконец, пациент-маразматик, который превращает неразбериху с переодеваниями и неузнаваниями в полный абсурд одним своим присутствием в ординаторской и своими комментариями. Но это для качественной антрепризы просто норма. Гораздо интереснее другое — за стандартными сюжетными ходами комедии положений и традиционным набором персонажей-масок вдруг обнаруживаются вполне серьезные и, между прочим, весьма актуальные проблемы социального характера: больница, где происходит действие, оказывает услуги пациентам на основе медицинской страховки, и масса комических деталей в этом случае приобретает характер не просто остроумной клоунады, но и достаточно жесткой сатиры. А в финале звучит нота почти столь же пронзительная, как в «Старшем сыне» Вампилова, когда друг главного героя и его сын признают друг в друге родню вопреки раскрывшейся уже истине, а сам незадачливый герой хотя и получает желанное место заведующего неврологическим отделением в комплекте с рыцарским званием, окончательно теряет и сына, и друга, на его долю остается только придурковатая женушка и ее сановный папаша. Причем — еще одно остроумное режиссерское решение, пусть даже оно продиктовано чисто продюсерско-коммерческими соображениями — папу жены играет тот же актер, что и инвалида-маразматика.

Читать оригинальную запись

Читайте также: