«Трилогия Драконов» Робера Лепажа. Чеховфест.

Трилогия драконов - Робер Лепаж

Спектакль производства аж 1985 года. Восстановление его со стороны Лепажа — фактически, подвиг, поскольку работа огромная: как по времени (5,5 часов), так и по человеческим энергозатратам.

Спектакль-эпопея. Окутанная завораживающей музыкой восточного (китайско-японского) рисунка, история нескольких персонажей (так или иначе связанных между собой) на протяжении нескольких десятилетий — несколькими (конкретно — тремя, поэтому и «трилогия») фрагментарными включениями в разные годы — на фоне мировой истории 20-го столетия. Одновременно история взаимоотношений двух менталитетов, двух культур — восточной и западной (красивая метафора из спектакля – из разговора двух художников: японки и канадца. Принцип её творчества состоит в том, что она творит как бы «из себя» – обогащает мир сокровищами своей «внутренней Вселенной»; он же – создаёт произведения искусства, пользуясь подручным материалом, т.е. «внешней Вселенной». Её «вектор созидания» направлен изнутри-вовне, его — извне-внутрь. Можно спроецировать на суть восточной и западной культур в целом и провести аналогию с восходом и заходом Солнца: восходит оно, как известно, на Востоке, а садится — на Западе)

Сюжет многонационален: в нём переплетены судьбы французских канадцев, англичан, китайцев, американцев, японцев.. и полилингвистичен — персонажи разговаривают на нескольких языках..

Сценография проста: сцена представляет собой засыпанную мелким гравием прямоугольную площадку, по периметру окружённую «дорожкой» из «каменных» плит и расположенных друг напротив друга (по коротким сторонам прямоугольника) одинокого фонаря и по-Лепажевски многофункциональной — будки, которая в разных эпизодах выполняет роль то будки сторожа автостоянки, то спальни Франсуазы, то китайской прачечной, то кабинета врача, то обувного магазина, то киоска с сувенирами в аэропорту и т.д.. Опять же по-Лепажевски непременный экран с кадрами кинохроники. И по-Лепажевски непременные эффектные сцены, пробирающие до мозга костей.

Какой смысл заключён в названии «Трилогия Драконов»?

Ну, во-первых, так назвала три своих картины японка Юколи: на трёх отдельных листах — изображения трёх драконов: синего (или зелёного? не помню), красного и белого. (кстати, если «драконий триколор» Юколи всё-таки синий-красный-белый, то именно эти и только эти цвета присутствуют в различных комбинациях на флагах Канады, Великобритании и Японии.. Китай немножко выпал из этого ряда своими жёлтыми звёздами, но его место вполне может занять флаг Гонконга, поскольку именно эта область Китая «участвует» в спектакле) Но, разумеется, дело совсем не в картинах Юколи.

Что вообще такое Дракон, как символ? «Энциклопедия символов, знаков, эмблем» дала интереснейшую информацию (выделила жирным шрифтом то, что, как мне кажется, напрямую имеет отношение к спектаклю Лепажа):

ДРАКОН — символ разрушительных сил зла на Западе и созидательных учений на Востоке. Название произошло от греческого слова drakon — змей.

В христианской семиотике дракон представлен в образе мифического зверя со смрадным дыханием, чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями летучей мыши, раздвоенными языком и хвостом. «И произошла на небе война… и низвержен был великий Дракон, древний змей, называемый дьяволом или сатаною«, — повествуется в Откровении Иоанна Богослова.

Победа мифического героя над драконом является универсальным сюжетом для многих культур. Архангел Михаил часто изображался с поверженным драконом у ног. Михаилу удалось сковать чудовище на тысячу лет. Стянутый узлом хвост дракона был связан с представлением, что сила чудовища заключена именно в хвосте. Святой Георгий, поражающий копьем дракона, символизирует победу добра над злом.

Несмотря на инфернальные характеристики, дракон часто избирался в качестве символа власти. Древние римляне изображали дракона на своих знаменах. Подобно тому, как орел был знаком легиона, дракон — римской когорты. От римлян символика перенеслась в Британию. Бритты использовали знак дракона в качестве символа борьбы с саксонскими захватчиками. У кельтов дракон выступал одновременно как аллегория ужаса и непобедимости и поэтому символизировал независимость. Национальной эмблемой Уэльса является красный дракон — герб Кадвалладера — национального героя VII в. Генрих VII тоже обратился к аллегории дракона, дабы подчеркнуть, что он — последователь Кадвалладера. Два дракона поддерживают геральдический щит Лондона: символ этот служит напоминанием о предании, по которому когда-то в Темзе обитал дракон.

На Востоке дракон служил олицетворением космоса. Из тела космического дракона возникла Вселенная. Драконы считались хранителями сокровищ.

Они символизировали не только силу, но и плодородие. Китайские драконы также олицетворяли жизнь и свет. Небесный дракон покровительствует Китаю. Согласно китайской мифологии, драконы обладают наибольшей из всех земных существ спиритуальной силой. Когти и слюна дракона наделены целебными свойствами. По желанию он может становиться невидимым. Весной дракон возносится на небо, осенью погружается в пучину океана. Драконы поддерживают чертоги божественных дворцов. Буддисты полагали, что существует определенное сакральное число драконов. Конфуцианство насчитывало 5 царских драконов. Золотой дракон являлся эмблемой китайской императорской семьи. Трон императора именовался Троном дракона, лицо императора — ликом дракона. По восточным гороскопам дракон — самый счастливый знак. В Китае название (дракон) является популярным мужским именем. На шее восточного дракона традиционно изображалась жемчужина — эмблема солнца. В ней заключается сила дракона, если же ее похитить, чудовище станет беспомощным. О дожде китайцы говорили: «Земля соединяется с драконом». Чжуан-Цзы рассказывал о человеке, который за три года упорного труда овладел искусством убивать драконов, но всю оставшуюся жизнь не имел возможности применить свое искусство на практике.

Среди наиболее известных драконов греческой мифологии: Пифон; фиванский дракон, сын Ареса, убитый Кадмом; брат Немейского льва Ладон, стороживший сад Гесперид; дракон, научивший Полиида, как излечить Главка; дракон, в которого превратился Зевс, чтобы скрыться от Кроноса; дракон, присланный Зевсом грекам как знамение в канун осады Трои. Плиний сообщал, что летом драконы питаются прохладной слоновьей кровью. Из глаз дракона, высушенных и растолченных с медом, изготовляется мазь, исцеляющая от ночных кошмаров. Жир из сердца дракона, обернутый в шкуру газели и привязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в судебной тяжбе. Привязанные же к телу зубы дракона обеспечивают благосклонность со стороны властей предержащих. Голова дракона, согласно рецепту Плиния, составляет ингредиент, делающий человека непобедимым. Святой Августин представлял дьявола как совмещение образов льва и дракона: первого по его ярости, второго по коварству. К. Юнг отмечал, что в драконе соединяются пресмыкающееся и птица соответственно стихии земли и воздуха. В русском символизме дракон отождествлялся со змеем, символизируя силы, противостоящие Руси.

Источ.: Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1999.текст

Как я уже сказала выше, в спектакле Лепажа восточная и западная культуры тесно переплелись, а, стало быть, и Дракон стал неким единым символом, могущим обернуться для человека как Злом, пожирающим его, так и его счастливым талисманом, символом Добра. Всё зависит от того, в каких отношениях человек находится со своим персональным Драконом: побеждённый Дракон несёт человеку удачу и благо, победивший Дракон — несчастья и смерть.

«Чтобы чего-то добиться, чтобы подняться на новый уровень — нужно победить Дракона в себе» — неточная цитата из спектакля Робера Лепажа и она же — неточная цитата из финала сказки «Дракон» замечательного сказочника Евгения Шварца.

Герои «Трилогии..» борются со своими Драконами на протяжении всей жизни. Так победивший Дракон отца Жанны толкнул его на поступок, находящийся за гранью морали и нравственности — проиграть в покер родную дочь. Англичанин Кроуфорд позволил своему кокаиновому Дракону, фактически, сожрать его ещё при жизни.. «Купивший» себе жену и дочь хороший, в общем-то, человек Ли Вонг обрёл, увы, лишь иллюзию семейного счастья. А уставшая бороться со своим Драконом Жанна в итоге получает неизлечимую болезнь.

Но всё тот же символический Дракон словно защитным покрывалом распростёр свои крылья над Франсуазой, проведя её через войну и через 10-летнее бесплодие.. Тот же символический Дракон однажды «вкладывает» в руку японки Юколи судьбоносную визитку.. И т.д.

Я хотела бы пару слов сказать об актёрах. Они у Лепажа замечательно сильны, точны и органичны. Особенно девочки меня впечатлили. На протяжении 4-х действий им предстоит играть несколько возрастов своих героинь. И от действия к действию они, действительно — взрослеют. Что-то неуловимое глазу происходит в мимике, в глубине и тембре голоса, во взгляде… в их ауре, я бы сказала, не говоря уж о пластике: осанке, походке, движениях. При этом — никакой нарочитости, какого-то особенного акцентирования нашего внимания на отдельных возрастных человеческих особенностях — всё максимально естественно.. Молодцы. Просто молодцы.

И ещё одно хочется отметить: трогательный патриотизм Робера Лепажа по отношению к своему городу: Квебек так или иначе (хотя бы просто упоминаниями) участвует во всех (во всяком случае, во всех, привезённых в Москву) Лепажевских постановках.

Ещё фото:

Трилогия драконов - Робер Лепаж

Читайте также: